В Казахстане вопрос строительства атомной электростанции выносят на референдум


Казахстан готовится к проведению референдума по вопросу строительства атомной электростанции (АЭС) в стране. Срок голосования еще не определен, но Центральная избирательная комиссия (ЦИК) уже ведет подготовительную работу. Об этом заявил член ЦИК Шавкат Утемисов. По его мнению, плебисцит может состояться до конца года. Эксперты считают, что вопрос строительства уже решен на государственном уровне, осталось лишь заручиться поддержкой народа.

экономика, политика, казахстан, энергетика, энергетическая зависимость, атомная энергетика, аэс Касым-Жомарт Токаев: строить или нет АЭС, будут решать граждане Казахстана. Фото с сайта президента Казахстана

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в послании народу, с которым выступил 1 сентября, предложил вынести на общественный референдум вопрос строительства АЭС, который обсуждается в стране уже более 20 лет. По словам главы государства, Казахстану, как крупнейшему производителю урана, надлежит иметь свою атомную генерацию. Тем более что в республике есть опыт в области атомных исследований. Возможно, поэтому одним из факторов в пользу строительства АЭС является мнение, что Казахстан должен использовать урановые запасы для своих же нужд. Тем более что страна может самостоятельно обеспечивать себя ядерным топливом.

О целесообразности строительства атомной станции в Казахстане спорят не один год. Большинство казахстанцев выступают против. Общественные настроения в немалой степени были сформированы под влиянием негативных обстоятельств, связанных с полигоном в Семипалатинске, где проводились испытания ядерного оружия, которые оказали негативное влияние на экологическую ситуацию в стране и здоровье людей, а также печальная судьба Чернобыля и Фукусимы-1. Но правительству все же удалось многих переубедить: АЭС – это единственный выход для устойчивого энергоснабжения республики. В частности, экономист Арман Бейсембаев считает, что АЭС Казахстану просто необходима: «Объективно анализируя нынешнее состояние энергетической отрасли страны, во-первых, можно увидеть высокую степень износа оборудования, старую энергогенерирующую инфраструктуру, которая у нас приходит в негодность.

Во-вторых, она стареет и ее надо модернизировать, и, конечно, у нас в стране существует дефицит электроэнергии. Причем эта тенденция наблюдается уже не первый год».

194-5-1480.jpg
На месте депрессивного поселка Улькен
на берегу озера Балхаш будет построена
атомная электростанция.  Кадр из видео
с канала Артура Неупокоева на YouTube

В Казахстане был лишь короткий период профицита электроэнергии, примерно в 2015–2016 годах, после чего начался дефицит. Последние годы республика закупает электроэнергию у России, чтобы заполнить свой дефицит. «Вопрос в том, что мы можем все это оставить в таком виде, и тогда мы попадаем в тотальный контроль и зависимость от России, которая может манипулировать ситуацией. Нам надо заботиться о своем энергетическом суверенитете и независимости, значит, надо строить АЭС. Плюс атомных станций в том, что они наравне с солнечными панелями, ветряками относятся к чистой энергии. Понятно, что есть риски аварии, люди опасаются этого и страхи вполне оправданны», – считает Бейсембаев.

В качестве площадки под будущую станцию выбрали поселок Улькен в Алматинской области. Там сейчас проживает около 1500 человек. Выбор места был не случайным, ранее там планировали возвести Южно-Казахстанскую ГРЭС, но проект по различным причинам не состоялся. Для того чтобы утвердить выбор места, жители поселка должны были дать свое согласие. В августе 2023 года там состоялись общественные слушания, на которых и решалась судьба будущей станции. Их согласие, видимо, было продиктовано желанием поскорее покинуть этот депрессивный населенный пункт.

Реакция казахстанской общественности нельзя сказать, что была неожиданной. Возмутились даже те, кто прежде не интересовался судьбой АЭС. Поэтому, как считают эксперты, президент объявил о проведении общественного референдума, хотя власть уже давно для себя выбор сделала.

«В условиях автократической системы желания президента, госаппарата, правительства и всех профильных структур принимаются с ходу. Они реализовываются под видом общественного волеизъявления. На самом деле решение уже принято. Сейчас остались только детали, какого партнера избрать», – сказал «НГ» директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев.

Свои услуги в реализации дорогостоящего проекта предлагают Россия, Франция, США, Южная Корея и Китай. Похоже, что казахстанские власти свой выбор остановили на Росатоме. Во всяком случае, в начале нынешнего года премьер-министр Алихан Смаилов говорил, что Казахстан начинает подготовку к строительству АЭС вместе с Росатомом, уже реализуется «дорожная карта». Росатом активно укрепляет свои позиции в Казахстане, особенно после покупки там Буденовского месторождения урана.

Однако, как отметил Сатпаев, выбор российского подрядчика вызвал в Казахстане большие споры. Многие видят в этом серьезные риски. Поскольку вопрос строительства АЭС не экономический и даже не энергетический, а геополитический. «Президент Токаев в своем послании отметил, что Казахстан должен обеспечить свою независимость от соседних стран в обеспечении электроэнергией. При этом, выбирая партнера для строительства станции, Казахстан как раз и попадает в зависимость от партнера на многие десятилетия. Поскольку страна становится зависимой от реакторов этого партнера, от его специалистов, которые должны эти реакторы обслуживать. И даже если страна-партнер будет готовить наших специалистов, то они будут учиться по их методикам и технологиям. Поэтому тема выбора партнера – тема чувствительная. Если этим партнером станет Росатом, то на независимости Казахстана, в частности в плане энергообеспечения страны, можно ставить крест. Учитывая, что Россия часто использует энергоресурсы в качестве инструмента давления», – отметил Сатпаев.

Впрочем, руководство Казахстана заверяет, что не заинтересовано, чтобы в урановом сегменте доминировало одно государство. Астана попытается соблюсти баланс интересов. А наличие такого большого количества желающих игроков позволяет Астане диктовать свои условия. Сообщалось, что рассматриваются варианты, когда одна из компаний создаст по собственной технологии ядерный остров, который станет сердцевиной станции. Другая – установит паровые турбины для производства электроэнергии. Электрооборудование для будущей станции поставит еще один независимый подрядчик. Технический надзор за всеми работами будет вести еще одна независимая компания. Однако специалисты не рекомендуют экспериментировать с таким количеством партнеров в такой отрасли, как атомная.

 

Источник: https://www.ng.ru/cis/2023-09-07/1_8821_kazakhstan.html